Чему обучают ребёнка в детском саду
Единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.
Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады
1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре.
Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Как было раньше
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.
Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.
Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.
Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:
- с рождения до года (младенческий период);
- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
- создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
- обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
- создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
- Краткая презентация Программы
Уважаемые родители!
Наше дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования МКДОУ детского сада комбинированного вида № 31 «Алёнушка» с.Марьины Колодцы.
Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в соответствии с частью 6 <5> статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6<2> пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской, на основе Феде- ральная образовательная программа дошкольного образования. ФОП ДО. Приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Программа ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста от 1,6 до 8 лет. Реализация Программы осуществляется как в общеразвивающих группах с пребыванием детей в течение 10,5 ч., так и в группах кратковременного пребывания, в которых дети находятся в течение 3часов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодопол- няющими. Данные части являются взаимодополняющими. Обязательная
часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально- нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие обще- ния ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к сов- местной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства при- надлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, ре- гиону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативно- сти, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирова- ние позитивных установок к различным видам труда и творчества; формиро- вание основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и приро- де, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной дея- тельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследователь- ских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслитель- ных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отно- шениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенно- стях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о вза- имосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окру- жении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами
их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Образовательная область "Речевое развитие" включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связ- ной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познава- тельная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкаль- ного, изобразительного); становление эстетического и эмоционально- нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музы- ка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художе- ственных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских му- зыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной вы- разительности в различных видах искусства; реализацию художественно- творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и под- держку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельно- сти детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, вы- носливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение ос-новными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортив- ных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, город- ки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; при- общение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений, представлена парциальными программами.
- Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева . Программа направлена на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
- Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, автор Ушакова О.С. Программа направлена на обучение детей родно- му языку, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства язы- ка.
- Программа «Музыкальные шедевры», автор Радынова О.П., направлена на формирование основ музыкальной культуры у детей дошколь- ного возраста.
Представленные программы направлены на расширение содержания образовательной области обязательной части программы.
Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в учреждении осуществляется взаимодействие с семьями воспитанни- ков: знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование, индивидуаль- ные беседы информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформ-
ление информационных стендов, организация выставок детского творчества, фотовыставки, размещение материалов на сайте образовательного учрежде- ния, оформление групповых портфолио, информационных листов, пригла- шение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и др.; образование родителей: проведение родительских собраний, проведение ма- стер-классов, консультаций, семинаров, организация семейных встреч; сов- местная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, вы- ставках, к организации семейных праздников, к участию в детской исследо- вательской и проектной деятельности.